УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ!
17 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА ВЫШЕЛ ПРИКАЗ № 1155
"Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования"
(ФГОС дошкольного образования)
С 01 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 "Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования" Согласно этого приказа утратили свою силу приказы Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" и приказа № 2151 от 20 июля 2011 года "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Это историческое событие для России. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями, вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование стало первым уровнем образования.
Нормативно - правовые документы федерального уровня, регламентирующие внедрение ФГОС дошкольного образования
Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. "Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования"
План действий о обеспечению внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 31.12.2013 г. Н.В.Третьяк
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382
Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 года № 08-249
Нормативно - правовые документы муниципального уровня, регламентирующие внедрение ФГОС дошкольного образования в системе образования Медвежьегорского района
Приказ начальника МКУ «Управление образования Медвежьегорского района» Похомовой Г.Я. № 191 от 01 октября 2014 года «О поэтапном переходе ДОУ на ФГОС ДО».
Приложение к приказу № 191 от 01 октября 2014 года «ДОРОЖНАЯ КАРТА» по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (сокращённо - ФГОС ДО) в дошкольные учреждения Медвежьегорского муниципального района.
Нормативно - правовые документы МКДОУ « Детский сад комбинированного вида № 3 г. Медвежьегорска», регламентирующие внедрение ФГОС дошкольного образования
Приказ "О поэтапном переходе ДОУ на ФГОС ДО"
Приказ "О создании рабочей группы по подготовке введения ФГОС ДО"
Приказ "Об утверждении Положения о рабочей группе по введению ФГОС ДО"
Положение о роабочей группе по введению ФГОС ДО
План действий по внедрению ФГОС дошкольного образования (дорожная карта)
План проектировочных семинаров "Внедрение и реализация ФГОС ДО в МКДОУ "Детский сад комбинированного вида № 3 г. Медвежьегорска""
ФГОС ДО - основные положения
ФГОСДО (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандартаявляются отношения в сфере образования, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – Организации), индивидуальными предпринимателями или родителями (законными представителями).
Право на реализацию Программы имеют Организации, индивидуальные предприниматели при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
В реализации Программы участвуют дети, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, Организации, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.
Требования Стандарта являются обязательными при реализации основной образовательной программы дошкольного образованиядля Организаций и индивидуальных предпринимателей, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом.
Родители (законные представители) индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности,могут использовать положения Стандарта при самостоятельной реализации Программы.
Получение дошкольного образования в Организациях может начинаться в любой момент по достижении детьми возраста двух месяцев.
Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:
сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Основные принципы дошкольного образования:
полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
индивидуализации дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
партнёрстваОрганизации или индивидуального предпринимателя с семьёй;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей;
занятия требованиями к условиям реализации Программы, обеспечивающими социальную ситуацию развития личности ребёнка, ключевого места в структуре Стандарта.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим ифизиологическим особенностям детей;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
Стандарт является основой для:
разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);
разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Стандарт устанавливает требования:
к структуре Программы и ее объёму;
к условиям реализации Программы;
к результатам освоения Программы.
Реализация Программы осуществляется Организацией или индивидуальным предпринимателем на государственном языке Российской Федерации.
Реализация Программы Организацией или индивидуальным предпринимателем, на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация Программы Организацией или индивидуальным предпринимателем на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственного языка Российской Федерации.